Цикл мероприятий "Секреты безопасности: защита от онлайн-мошенников", "Телефонный шантаж: защити себя от мошенников"
Средства массовой информации постоянно предостерегают население о действиях мошенников. Количество потерпевших растет с каждым годом в геометрической прогрессии. Род занятий потерпевших от мошенничеств разнообразен, однако студенты входят в четверку основных групп, на которых нацелены мошенники.
В МКОУ Бузыкановская СОШ прошло несколько мероприятий по безопасности в сети интернет, а также как защитить себя от телефонного мошенечества.
Ребятам были расказаны основные правила поведения в сети интернет и при разговоре по телефону.
Мошенничество – это столкновение, состязание и борьба двух психологий, это поражение одной психологии и победа другой. Анализ двух психологических комплексов, понимание как действий и психики мошенника, так и самого себя как его потенциальной жертвы, дает серьезную основу для самозащиты, для предохранения от ошибки и поражения, но, в конечном счете, – для достойного противостояния мошенничеству, для победы над ним, его разоблачения
Базовые правила защиты от телефонных мошенников
- Очень осторожно разговаривайте при звонках с любых незнакомых номеров. Здоровая доля паранойи никогда не помешает. Каким бы срочным не было дело, вы всегда можете повесить трубку и перепроверить информацию самостоятельно. Например, поищите номер, с которого вам звонили, в интернете, вы сразу увидите – принадлежит он заявленной организации или нет.
- Не сообщайте персональную информацию. Это касается данных паспорта, СНИЛС, ИНН и других важных документов. Такие сведения могут быть использованы для мошеннических схем или оформления микрозаймов.
- Никому не передавайте реквизиты банковских карт. Нельзя сообщать не только о CVC/CVV коде, но и полный номер карты (16 или 18 цифр), поскольку существуют сервисы, на которых не нужно указывать код, чтобы списались деньги за онлайн-покупку.
- Не сообщайте коды из СМС.
- Не перезванивайте на незнакомые номера, как вариант сразу вешайте трубку, если что-то вас смущает.
- Незнакомый номер сообщает, что родственник попал в беду – вешайте трубку и перезванивайте родственнику или тому, кто в этот момент может быть рядом.
- Государственные бюджетные организации почти никогда никому не звонят, особенно если вы по собственной инициативе к ним до этого не обращались с каким-либо вопросом. Если у них для вас будет важная информация, к вам будет предъявлено какое-то требование и т.п. с высокой долей вероятности, вы сначала получите уведомление на Госуслугах, узнаете о каких-то нововведениях из новостей. Если вдруг вам по телефону сообщают крайне важную новость и говорят, что вам срочно надо что-то делать, тем более за что-то заплатить, передать личную информацию и т.п. – это повод повесить трубку и самостоятельно перезвонить в организацию, на которую ссылался звонивший.
- Не следуйте инструкциям от сотрудников служб безопасности. Если аргументы звучат убедительно, прервите разговор и самостоятельно перезвоните на официальный номер организации для подтверждения информации.
- Настройте блокировку спама на телефоне. Такая функция либо уже есть в смартфоне, либо можно скачать приложение.
- Подключите услугу блокировки спама у оператора связи. Услуга есть у большинства мобильных операторов (МТС, Мегафон, Билайн, Теле2). Ее суть заключается в сортировке входящих звонков: все подозрительные номера будут отклоняться.
- Не отвечайте однозначно. Уходите от однозначных кратких ответов «да», «нет», задавайте встречные вопросы: «Возможно. Не припоминаю. Надо подумать. Уточните, по какому поводу. С какой целью интересуетесь» и т.п. Помните о том, что технологии развиваются и скоро будет массово внедряться подтверждение голосом. Уже сейчас в некоторых банках введено голосовое подтверждение по телефону крупных финансовых операций. Мошенники не дремлют и тоже собирают базы данных разных голосов, не помогайте им в этом.